|
Основные причины падения башенных кранов: 1.ненадежное крепление тупиковых упоров, 2. несоответствие конструкции упоров величине нагрузок, которые действуют на упор . Для устранения этих причин необходимо: 1. соблюдение требований проектной документации и технологии изготовления тупиковых упоров (деталей и узлов) ; 2. правильный выбор и установка предохранительных устройств (концевых выключателей передвижения крана и отключающих линеек). В "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (НПАОП 0.00-1.01-07) указано, что на концах рельсового пути грузоподъемного крана или грузовой тележки, тали или однорельсовой тележки для предупреждения их схода должны устанавливаться упоры, рассчитанные на наибольшую возможную нагрузку, и конструкция которых должна соответствовать указанной в руководстве по эксплуатации. Однако практика свидетельствует, что предприятия- изготовители кранов свои вновь изготовленные краны тупиковыми упорами не комплектуют. В проектно-технической документации отсутствуют расчеты максимально-возможных нагрузок, которые может создать кран данной конструкции с данными кинематическими характеристиками при работе. Проектная организация не выполняет и не предоставляет расчет максимально-возможной нагрузки при возможном отказе одного или нескольких приборов безопасности. Нередки случаи, когда предприятие приобретает кран, а изготавливать тупиковые упоры, выполнять соответствующие расчеты , изготавливать тупиковые упоры вынуждено самостоятельно или искать подрядчика для выполнения вышеперечисленных работ . В процессе проектирования тупиковых упоров необходимо произвести выбор и расчет буферных устройств в зависимости от типа крана и его технических характеристик. Для башенных кранов необходимо учитывать опасность сдвига тупикового упора. При выборе буфера тупикового упора следует иметь ввиду, что излишне жесткие тупиковые упоры увеличивают величину момента опрокидывания от динамической составляющей после удара (соприкосновения металлоконструкции крана и тупикового упора). Буфер крана предназначен для смягчения и уменьшения величины такого воздействия. Согласно справочника по кранам под редакцией Гохберга М.М. поглощение буферами полной кинетической энергии при больших скоростях и массах неосуществимо. ВНИИПМаш предлагает рассчитывать буфера на поглощение кинетической энергии кранов или тележек (при гибкой подвеске – без груза, при жесткой – с грузом), движущихся со скоростью 50% номинальной, с ограничением величины замедления не более 4 м/с2. Практика обследования кранов мостового типа свидетельствует, что наиболее широко используются деревянные буфера. И это несмотря на справедливые утверждения о целесообразности применения деревянных буферов только при малых скоростях и грузоподъемностях. Разработка новой конструкции буфера с регулируемой энергоемкостью позволит повысить эффективность восприятия тупиковыми упорами динамических нагрузок и уменьшить вероятность схода (падения) башенных кранов с кранового пути.
|