Грузоподъемный кран - оборудование повышенной опасности

Среди основных видов опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов и машин следует выделить:
1) механические виды опасности, связанные с подъемными операциями грузоподъемными кранами и машинами, грузозахватными приспособленичми, тарой и люльками.
2) механические виды опасности, связанные с составными частями грузоподъемных кранов и машин, грузозахватными органами, приспособлениями, тарой и люльками с перемещаемыми грузами.
3) опасность, вызванная поступательным движением крана, машины, грузовых тележек:
а) движение во время запуска двигателя;
б) движение при отсутствии машиниста на своем месте;
в) движение при отсутствии надежного закрепления всех составных частей, деталей;
г) чрезмерно высокая скорость крана, машины, грузовой тележки, управляемых с пола;
д) слишком высокие колебания крана (груза) при движении;
е) недостаточная способность крана или машины к замедлению, выключению, остановке и удержанию.
Опыт обследования грузоподъемных кранов свидетельствует, что одним из основных видов нарушений, которые создают опасности при передвижении крана (тележки) является неисправное состояние тормозов или их неправильная регулировка.
При диагностировании приводов передвижения кранов мостового типа установлено:
1. Механизмы передвижения кранов работают с не отрегулированными (частично или целиком распущенными ) тормозами – характерно для 80% общего количества обследованных кранов, что создает опасности связанные с недостаточной способностью крана к замедлению, остановке и удержанию. Краны с отрегулированными тормозами на приводах передвижения крана (тележки) – свидетельство ответственного отношения владельца крана при подготовке к диагностированию, а не действительного рабочего состояния тормозов.
2. В ряде паспортов кранов величина пути торможения, не указана (характерно для кранов, которые отработали нормативный срок службы и более) – нарушение требований НПАОП 0.00-1.01-07.
3. Линейки, которые влияют на конечные выключатели передвижения крана, выполняются произвольной длины и не обеспечивают выполнения требования НПАОП 0.00-1.01-07.
4. Выполнение требований НПАОП 0.00-1.01-07 об установке ограничителей механизма передвижения крана таким образом, чтобы наложение тормоза происходило на расстоянии к упору равному не менее половины пути торможения допускает столкновение крана о тупиковые упоры кранового пути, которое приводит к повреждениям упругих элементов буферов крана, узлов их установки, тупиковых упоров. Причем, неопределенной есть сама величина тормозного пути – минимальная, которая отвечает расчетному значению тормозного момента или другая, которая обеспечивает необходимый тормозной путь и плавную остановку крана после регулирования тормозов согласно инструкции по эксплуатации крана.
5. Механизмы кранов работают в режимах, которые отличаются от проектных (перепрофилирование производства, изменение производственной программы, изменение количества кранов, работающих на одном пролете). Работать с затянутыми тормозами сложно, но работать без тормозов опасно и недопустимо.

Вышеперечисленные несоответствия и отступления делают очень высокой вероятность возникновения опасностей при передвижении крана.

Таким образом предупредительная надпись:"Опасно- работает кран!" действительно подтверждает, что грузоподъемные краны относятся к оборудованию повышенной опасности. Имеют место несчастные случаи со смертельным исходом, которые связаны с эксплуатацией грузоподъемных кранов и машин (за 9 месяцев 2008 года 23 случая: "Технополис" 2008 год № 12). Причины таких случаев: разрушение канатов кранов, стропов, другие неисправности или конструктивные недостатки конструкций подъемных сооружений. Такие случаи имели место во время монтажа-демонтажа грузоподъемного оборудования, ведения работ стреловыми самоходными кранами вблизи линий электропередач (ЛЭП).

Именно для акцентирования необходимости соблюдения требований безопасности при эксплуатации кранов в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (НПАОП 0.00-1.01-07) введено понятие - опасность.

Исследование безопасности кранов, в процессе эксплуатации

"Исследование безопасности кранов, в процессе эксплуатации Новые грузоподъемные краны или те же самые «грабли»"

По результатам опроса крановщиков, ответственных ИТР предприятий владельцев грузоподъемных кранов, на основании наблюдений за работой кранов в процессе эксплуатации установлено, что имеют место случаи эксплуатации кранов, которые по таким параметрам, как управляемость, маневренность, безопасность не удовлетворяют потребителя. Простой пример. О необходимости совершенствования тормозов передвижения кранов, вероятнее всего, знает любой крановщик крана мостового типа, каждый второй ответственный за содержание кранов в исправном состоянии, каждый четвертый ответственный за безопасное проведение работ кранами, каждый восьмой инженер по охране труда, каждый 10 главный инженер, каждый 20 директор. Крановщик привыкает (приспосабливается) к работе на несовершенной технике вместо того, чтобы технические службы, ответственные за безопасное проведение работ работники ставили вопрос перед изготовителями техники о необходимости ее усовершенствования, доработки. Читаем в СМИ и поражаемся: фирма «TOYOTA» отзывает с рынка автомобили, которые имеют отступления снижающие уровень безопасности. А производители грузоподъемной техники выпускают грузоподъемные краны, которые не только могут упасть, но и падают падают, краны которые лучше (безопаснее) работают без тормозов, чем с тормозами и никто ничего не предпринимает. Задайте вопрос представителям отечественных производителей ( в том числе предприятий бывших стран СССР) кранов: «Когда последний раз они производили опрос среди предприятий, на которых установлены изготовленные ими краны?» О каком уровне грузоподъемных кранов можно говорить, если сначала изготавливается оборудование, а потом выполняется экспертиза проектной документации на соответствие требованиям нормативных документов по охране труда. И то, хорошо если выполняется. Или производителям техники не интересно, на каком уровне изготовлено «новое» оборудование. На практике имел место случай, когда кран уже был спроектирован, изготовлен, смонтирован, а на стадии проведения первичного технического освидетельствования (после монтажа) выяснялся вопрос: «Кто на предприятии отвечал за подготовку технического задания на проектирование крана? Какие требования необходимо было выдержать проектной организации при проектировании?». В ряде стран понятие техника для человека труда, работника, Потребителя это вообще абстрактный термин. Ведь когда происходит падение крана, то оказывается виновник крановщик, который допустил совмещение двух операций: например – поворот башни крана и передвижение крана. А может изначально, кран должны были спроектировать таким образом, чтобы такое совмещение технически невозможно было осуществить? Все это происходит потому, что за автомобиль платит конкретный субъект и требует, чтобы уровень качества автомобиля соответствовал потраченным на его приобретение средствам. Фирмы – производители автомобилей дорожат своим именем и следят за работоспособностью и безопасностью автомобиля в процессе эксплуатации. А приобретение производственного оборудования осуществляет владелец предприятия и передает его в управление наемному работнику – крановщику. А дальше проблемы эксплуатации оборудования ложатся на ответственных инженерно-технических работников, а руководителя предприятия они не интересуют. Систематические исследования безопасности эксплуатации кранового оборудования не проводится. Что же делать? Путь один – развитие и совершенствование кранов на основе изучения их технического уровня. Новая инженерная мысль должна быть направлена на совершенствование техники. Новые технические идеи должны не только приветствоваться, но и внедряться. Органы государственного надзора, конечно же, призваны стоять на страже правильного внедрения новаций. Ведь те отечественные краны (в том числе и краны бывших республик СССР), которые предприятия сейчас эксплуатируют можно назвать техникой с большой натяжкой. Особенное внимание должно быть обращено на новые технические решения, направленные на повышение уровня безопасности грузоподъемных кранов. Политика государства в отношении совершенствования грузоподъемной техники должна быть прагматичной. Нужно ориентироваться не только на зарубежные технологии, но и стимулировать развитие отечественных технологий. Должна быть выстроена четкая система разработки, экспертизы и внедрения инновационных технологий. Одним из возможных путей оценки качества и уровня безопасности кранов может стать тестирование . Посредством тестирования необходимо установить составные части крана: узлы, механизмы, систем управления, приборы безопасности, которые необходимо совершенствовать . Для каждого типа крана конкретного производителя это индивидуально. И производитель сам должен осознать необходимость проведения такой оценки и выполнить следующие шаги:

1. обратиться на предприятия-потребители, которые эксплуатируют изготовленные им краны с соответствующими опросными письмами,

2. обратиться в экспертные организации с просьбой предоставить статистику по частоте выявленных отказов при диагностировании кранов,

3. провести тестирование грузоподъемных кранов, изготовленных предприятием на основании соответствующей методики предприятия разработчика, либо разработать свою методику .



Сайт управляется системой uCoz

Другие документы по теме:
  • Инструкция для лиц ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами
  • Пути совершенствования Приборов безопасности, которые могут повысить уровень защиты башенного крана от падения – потери устойчивости
  • 27.10.2010 г. Башенный кран упал на проезжую часть, есть жертвы. Башенные краны превращаются в потенциальный источник опасности для жителей...
    Пишу статьи различной тематики: техника, строительство, дом , сад - копирайтер Yaroslavnik, он же nik8189: nik8189@yandex.ru
    подробности
  • Портфолио Yaroslavnik
    Технические разработки автора
    Диагностирование кранов Техническое освидетельствование Разрешение Госгорпромнадзора на... Специализированный ремонт кранов Технический надзор Новые технологии ремонта

    Пишу статьи различной тематики: техника, строительство, дом , сад - копирайтер Yaroslavnik, он же nik8189: nik8189@yandex.ru
    подробности
  • Портфолио Yaroslavnik